X

АСОРПС предлагает создать закон «О непрерывной холодильной цепи»

Дата публикации: 16.09.2021
Слайд-48865
Слайд-48872
Слайд-48873
Слайд-48895
Слайд-48896
Слайд-48897

В России при доставке и хранении скоропортящихся грузов не соблюдается температурный режим, а также отсутствует реальный контроль качества продуктов питания. Об этом сообщил президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синев на конференции «Непрерывная холодильная цепь (НХЦ) как инструмент сохранения качества пищевых продуктов», которая прошла на площадке IV Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий (Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia) в Петербурге 8 сентября. Участники конференции обсудили вопросы, связанные с обеспечением требуемых температурных условий в процессе поставок пищевых продуктов, комплекс соответствующих технических и технологических решений, пути реализации комплексного подхода по созданию НХЦ.

«Часто можно услышать, что розничные сети контролируют соблюдение температурных условий. На самом деле, как правило, это касается только прямых поставок продукции от производителя или от ближайшего логистического центра до розничного магазина. Реальность такова, что производитель в целях реализации передает свою продукцию независимому юридическому лицу, которое осуществляет поставку и которое, в свою очередь, нанимает другие юридические лица в рамках осуществления конкретных операций перевозки, временного хранения, перегрузки продукции. В этой ситуации речь о контроле температурного режима продуктов питания в рамках всей цепь поставки, как правило, не идет», - сообщил Михаил Синев.

Мелкие региональные сети зачастую относятся к соблюдению температурных условий весьма некритично. В крупных сетях данной проблеме уделяется внимание исключительно при наличии требований федеральных органов, однако эти требования несистемны. Отсутствуют единые требования к освидетельствованию рефрижераторных вагонов и контейнеров, специализированного автопарка и транспортно-логистических центров по теплотехническим параметрам с учетом старения, отметил президент АСОРПС.

«На автотранспорте, по нашим сведениям, только 25-30% специализированного парка освидетельствовано. Это мало. К тому же, как и на железной дороге, процветают перевозки скоропортящихся пищевых продуктов в обычных тентованных кузовах безо всякой защиты от внешнего температурного воздействия. И ключевым здесь является даже не само ухудшение качества продуктов питания, а то, что оно неконтролируемо. Следовательно, интересы потребителя никак не защищены. Каждый год после физической порчи утилизируется скоропортящаяся продукция на сотни миллиардов рублей», - добавил эксперт.

Для формирования эффективной системы управления оборотом скоропортящейся пищевой АСОРПС предлагает создать закон «О непрерывной холодильной цепи», а в качестве «компетентного координирующего органа» назначить Минсельхоз России.

Документ предполагает разработку программы развития и нормативного обеспечения непрерывной холодильной цепи в области хранения, транспортирования и реализации скоропортящихся пищевых продуктов, а также требований к специализированным ресурсам (складам, терминально-логистическим центрам, транспортным средствам и контейнерам, оборудованию для розничной продажи) при обороте продукции, требующей поддержания заданных температурных условий.

Также на конференции «Непрерывная холодильная цепь (НХЦ) как инструмент сохранения качества пищевых продуктов» Председатель правления Россоюзхолодпрома Юрий Дубровин сообщил: и при сборе урожая и при вылове рыбы 20-40% продукции теряется из-за отсутствия должных условий хранения. Поэтому внедрение новых холодильных систем более чем актуально. Но в то же время непросто обстоят дела с производством самих холодильных установок – ключевые элементы производятся за рубежом, прежде всего в Китае. 

Старший научный сотрудник АО «НИИАС» Денис Давыдов представил комплексную методику по установлению параметров использования выбранной технологии перевозок скоропортящихся грузов, применяя которую грузоотправитель получает гибкий инструмент выбора транспортного средства с параметрами, позволяющими обеспечить требуемые температурные условия. Данная комплексная методика может быть реализована в информационных системах грузоотправителей, перевозчика и операторов транспортных средств и способствовать совершенствованию системы управления перевозками скоропортящихся грузов в условиях НХЦ.

Заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Дмитрий Горох отметил, что в регламент перевозок следует заложить механизм экстренного реагирования – своевременный осмотр вагона, если с него поступает сигнал о росте температуры. Также предложено усилить межведомственное электронное взаимодействие: «Только имея единую цифровую среду можно обеспечить мониторинг и контроль», – подчеркнул представитель РЖД. 

Руководитель проектов правового департамента АО «ГЛОНАСС» Ольга Воронина рассказала о недавнем эксперименте. Так, в июне-октябре 2020 года было осуществлено 17 перевозок скоропортящихся грузов, в том числе мультимодальных. Их общий пробег составил 145 785 км. Контроль осуществлялся с помощью интегрированных систем АСМ ЭРА на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Меркурий». Телеметрия велась с момента заморозки продукции до поставки ритейлерам. Максимальное время контроля составило 32 дня 23 часа по маршруту от города Артема Приморского края до Санкт-Петербурга. В процессе контроля выявлено 60 событий превышения заданного температурного режима. Суммарное время отклонений по этому маршруту – 19 дней. 

Как рассказал основатель и управляющий партнер компании ГК «Евросервис» Сергей Малофейкин, уже много лет компания ведет удаленный круглосуточный мониторинг холодильников. На счету уже 350 «умных» магазинов «Дикси»: холодильники удаленно можно включать, выключать, видеть их состояние. По мнению Малофейкина, на рынке сейчас достаточно технических средств – датчиков и ПО, чтобы обеспечить работу удаленных систем. «Только вот проблема: нет единого норматива, как и что и к чему подключить», – отметил предприниматель. А ООО «Данфосс» успешно реализует систему удаленного мониторинга в магазинах «Пятёрочка».

Есть в России и собственные разработки вагонов для перевозки скоропортящихся продуктов, обратил внимание президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. Так, АО «Омсктрансмаш», входящее в холдинг УВЗ, предлагает 40-футовый рефрижераторный контейнер. Рефрижираторными сцепами занимаются ПАО «Камаз», ЗАО «Евросиб СПб». Уралвагонзавод  и Алтайвагонзавод имеют свои разработки автономных рефрижераторных вагонов, и это далеко не полный список. Однако, сейчас на такие вагоны нет стабильного спроса из-за тарифной политики и инвестиционной составляющей, отметил эксперт. В штучном же исполнении вагоны слишком дороги.  

На конференции также затронут вопрос подготовки кадров для отраслей холодильного машиностроения. По словам д.т.н., профессора, академика МАХ, Директора мегафакультета биотехнологий и низкотемпературных систем Университета ИТМО Игоря Баранова, популярность специальности растет: конкурс – три человека на место.

Главный научный сотрудник ВНИХИ - филиала ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им.В.М.Горбатова» РАН Георгий Белозеров рассказал про холодильные технологии пищевых продуктов и требования к холодильной инфраструктуре при переработке, хранении, транспортировании и реализации скоропортящейся продукции.Директор ООО "ИНГЕНИУМ" Христофор Джибгашвили поднял тему использования природных хладагентов.

По итогам обсуждения отмечено, что в России есть все необходимые технологии для создания НХЦ. В связи с этим участники конференции предложили направить обращение в Минсельхоз России о создании межведомственной рабочей группы при ведомстве для разработки проекта федерального закона о НХЦ с учетом лучших международных практик. 


Яндекс.Метрика