X

АСОРПС провела панельную сессию и презентовала сайт законопроекта о НХЦ на выставке TransRussia-2022

Дата публикации: 20.04.2022
Слайд-53758
Нажмите посмотреть
Слайд-53759
Нажмите посмотреть
Слайд-53760
Нажмите посмотреть
Слайд-53761
Нажмите посмотреть
Слайд-53762
Нажмите посмотреть
Слайд-53763
Нажмите посмотреть
Слайд-53764
Нажмите посмотреть
Слайд-53765
Нажмите посмотреть
Слайд-53766
Нажмите посмотреть
Слайд-53767
Нажмите посмотреть
Слайд-53768
Нажмите посмотреть

Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС) провела панельную сессию «Законодательное обеспечение развития НХЦ оборота пищевой продукции в РФ» на международной выставке TransRussia-2022. В мероприятии приняли участие как члены АСОРПС, так и другие приглашенные спикеры.

Вместе они обсудили проблемы при доставке и хранении скоропортящихся пищевых продуктов и предложили пути их решения, которые будут учитываться при разработке законопроекта «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в Российской Федерации». На панельной сессии также презентовали официальный сайт законопроекта http://coldchainlaw.ru/. На портале описаны причины разработки документа, представлены этапы его подготовки, участники НХЦ, мнения экспертов, публикации в СМИ.

Президент АСОРПС Михаил Синев во вступительном слове обозначил проблемы, которые существуют в области обеспечения качества и безопасности скоропортящихся пищевых продуктов. В частности, он выделил четыре ключевых момента, мешающих доставлять качественный товар конечному потребителю. Во-первых, отсутствует непрерывная холодильная цепь (НХЦ) как особый вид цепи поставки продукции. Эксперт отметил, что контроль за соблюдением температурного режима осуществляется лишь некоторыми розничными сетями. Как правило, это касается только прямых поставок продукции от производителя или от ближайшего ТЛЦ до розничного магазина. Однако речи о контроле полной цепи поставок пока не идет. Во-вторых, у участников рынка нет четкого понимания, почему необходимо обеспечивать требуемые температурные условия при перевозке грузов.

По словам Михаила Синева, бытует мнение, что нарушение температурных условий незначительно сказывается на качестве скоропортящейся продукции. Однако это в корне неверно. Президент Ассоциации отметил, что никто не будет производить продукцию из натуральных ингредиентов, если будет понимание, что ее повезут в жару, в крытых цельнометаллических вагонах, где она в итоге испортится.

В-третьих, президент Ассоциации высказался о несовершенстве нормативного законодательства. Так, различные виды транспорта, морозильные склады и ТЛЦ не имеют единых требований к соблюдению температурно-влажностных параметров. В-четвертых, эксперт отметил, что обеспечение оптимальных температурных условий затруднено из-за нехватки специализированной инфраструктуры. Он указал на старый парк вагонов, который никогда не был освидетельствован по техническим параметрам с учетом старения. Все эти факторы приводят к неконтролируемому ухудшению качества и большим физическим потерям пищевых продуктов.

«Корень данных проблем лежит в несовершенстве системы управления хранения и оборота скоропортящейся пищевой продукции и, если подойти к созданию холодильной цепи с научно-обоснованной позиции и разработать требования, которые получит бизнес для возможности самостоятельного выполнения, без чрезмерного административного регулирования, но с четким контролем, то это позволит решить указанные проблемы быстро и с минимальными совокупными затратами», - подытожил Синев.

Заместитель руководителя Департамента по вопросам качества пищевой рыбной продукции Департамента мониторинга среды обитания, водных биоресурсов и продуктов их переработки ФГБНУ «ВНИРО», д.т.н., проф., Любовь Абрамова указала на проблему отсутствия методической базы для измерения температурных и других условий для упакованной мороженой продукции.

«Сейчас грузоотправители в случае нарушения режимов условий хранения и транспортирования такого товара не могут опираться на конкретный документ, которой бы помогал выявлять и устранять нарушения и доставлять качественный товар конечному потребителю», - отметила Любовь Абрамова.

Начальник Управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Центра фирменного транспортного обслуживания-филиала ОАО «РЖД» Сергей Шадрин отметил, что реализация НХЦ должна предусматривать обеспечение цифрового взаимодействия всех участников процесса поставки товаров: производителя и потребителей. Только при наличии единой цифровой среды и взаимосвязи умных цепей можно обеспечить мониторинг и контроль на всем пути следования.

Директор по развитию ООО «Полярная звезда» Антон Востриков отметил, что его компания перевозит в рефконтейнерах не только скоропорт, а также просто термочувствительные грузы. Так, ноутбуки, например, не являются скоропортом, но перевозка ноутбука в универсальном контейнере может привести к его порче.  То же самое касается алкоголя и консервов – при их транспортировке должен поддерживаться определенный температурный режим. Все эти факторы также необходимо учитывать при составлении закона о НХЦ.

Руководитель проектов правового департамента АО «ГЛОНАСС» Ольга Воронина поделилась результатами эксперимента, который был проведен при помощи автоматизированной системы «АСМ ЭРА» . В 2020 году проведено 7 перевозок скоропортящейся продукции. Общий пробег грузов под температурным контролем составил 145 785 километров. Система «АСМ ЭРА» отвечала за сбор и обработку информации, содержащей координатно-временные и температурно-влажностные параметры, и обеспечивала информационное взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС»). Благодаря полученным данным контрольно-надзорные органы могли контролировать перевозку скоропортящихся товаров в онлайн.

Заместитель начальника департамента – начальник отдела эксплуатации компании АО ИПК «СТРАЖ» Дмитрий Андрюшин сообщил, что для НХЦ система интеллектуального электронного пломбирования «БигЛок» в комплекте с температурными датчиками позволяет осуществлять непрерывный мониторинг соблюдения температурного режима перевозок скоропортящихся грузов и грузов с особым режимом хранения, обеспечивая их сохранность на любом виде транспорта.

Президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин остановился на требованиях к подвижному составу для доставки качественных пищевых продуктов с соблюдением НХЦ. По его словам, важно, чтобы подвижной состав соответствовал современным производственным стандартам и экологическим требованиям. Сейчас в России есть предприятия, которые готовы выпускать рефрижераторные вагоны и контейнеры. Однако есть определенные трудности на рынке, которые пока не позволяют их массово производить: ограниченность инвестиций и проблемы, связанные с формированием единой тарифной политикой. Пока грузоотправителям выгоднее пользоваться универсальными вагонами для транспортировки скоропорта, нельзя говорить о доставке качественной продукции на столы россиян.

Руководитель проекта ООО «Адвантум» Сергей Юрченко рассказал о комплексном решении компании, которое позволяет собрать всех участников НХЦ (производителей, склады, транспортные компании, торговые сети и сервисные компании) в одном информационном поле и получать объективную картину о состоянии товара онлайн.

Начальник департамента страхования грузов и грузоперевозчиков страховой бизнес-группы IBG Сергей Кузнецов подчеркнул, что для многих в этом году стал актуален вопрос страхования скоропортящихся грузов. Он отметил, что риски покрываются при наличии исправного устройства записи температуры внутри рефконтейнера или рефвагона. В остальных случаях сложно определить, почему груз пришел в неисправное состояние. «Сейчас мы готовим инструмент, который позволит нам как страховой компании более четко анализировать риски грузоотправителей», - отметил Кузнецов.

Партнер российской консалтинговой компании GRT Consulting Алексей Барыкин рассказал, что на сегодняшний день рабочая группа, которая разрабатывает законопроект «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в Российской Федерации», сформулировала его общую концепцию – это порядка 10 глав и 50 статей. Также он подчеркнул, что принятие закона потребует достаточно серьезных расходов.

«Чтобы обосновать эти расходы, необходимо показать за что мы боремся. Позже мы покажем миллионы тонн «не еды», которая попадает на стол гражданина. Законопроект отвечает на долгосрочные национальные цели экономического развития РФ, которые простои ясно гласят: необходимо обеспечить, сохранить здоровье нации. И как это сделать? Мы предлагаем реализовать наш закон. Я не говорю, что он все проблемы решит. Но 80% проблем, которые мы имеем, в том числе в сфере питания, мы будем закрывать», - заключил Алексей Барыкин.


Яндекс.Метрика