Представляем вашему вниманию интервью с генеральным директором «Карел Рус» Андреем Бруком.
Уважаемый Андрей Павлович,
Уже сданы все отчетности за 2018 год, месяц назад прошла ключевая выставка отрасли "Мир климата" и можно подвести итоги. Просим прокомментировать данные по российскому рынку холодильной техники в нашем ежегодном отчете по холодильному рынку России.
Отражают ли, по вашему мнению, данные по импорту холодильной техники, компрессоров динамику рынка за последние 8 лет? Совпадают ли результаты, динамика продаж вашей компании с данными в нашем отчете.
Наши результаты отличаются. За 10 лет с момента открытия российского представительства компании наши среднегодовые темпы роста составляют 15-20%.
Поделитесь вашими прогнозами холодильного рынка России в ближайшие 2-3 года. Вы ожидаете рост, падение, стагнацию?
Я ожидаю стагнацию, обусловленную общей картиной развития экономики на указанный период. Думаю, что будут расти условно «новые» для российского рынка технологии (природные хладагенты, энергосберегающие технологии и утилизация тепла холодильных машин и др.). На мой взгляд трудные времена наступают для малых и средних компаний, финансовая устойчивость которых меньше, по сравнению с крупными производителями. Также во многом перспективы холодильного рынка зависят от развития продуктового ритейла и его лидеров – крупных сетей – Х5, «Магнита», «Ленты» и других.
Сколько лет ваша компания работает на российском холодильном рынке? Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных решениях, которые приняла компания, работая на российском рынке, и к каким результатам это привело.
Бренд CAREL представлен в России более 20 лет. Наиболее значимым решением стало создание представительства в 2009 году. За прошедшие с этого момента 10 лет ежегодный объем продаж CAREL увеличился более чем в 4 раза. Другим важным решением стала локализация производства некоторых групп продукции в России. Принятое в 2016 году, это решение позволило плотнее организовать работу с заказчиками, для которых товар российского производства либо обязателен, либо предпочтительнее импортного аналога.
Какой самый популярный продукт компании в России?
Популярных продуктов много, они довольно разнородные. Среди лидеров – электродные паровые увлажнители воздуха, программируемые контроллеры и параметрические термостаты для торгового холодильного оборудования.
Какие виды продукции компания производит в России? Есть ли у вашей компании планы по расширению производства?
У компании CAREL большие планы по расширению производства программируемых контроллеров в России. До конца 2 квартала планируется и запустить в эксплуатацию сборочную линию по производству программируемых контроллеров серии c.pCO mini, которые находят применение у производителей систем вентиляции, холодильного и климатического оборудования. Также, в России продолжается производство паровых увлажнителей воздуха электродного типа.
Какие основные инструменты, каналы продвижения продукции/бренда вы используете, считаете наиболее эффективными на российском рынке холодильного оборудования
Помимо традиционных каналов – выставки, семинары, журнальные публикации – мы пытаемся использовать вебинары, индивидуальные встречи с проектировщиками, социальные сети. Недавно начал работу Youtube-канал на русском языке, где представлены обучающие материалы по программированию контроллеров, а также материалы по подключению и настройке некоторых устройств.
На мой взгляд, формат вебинара является наиболее эффективным как с точки зрения доступности для слушателей так и как повод для продолжения диалога с производителем по заинтересовавшим слушателя моментам.
Сталкивались вы с проблемой контрафакта вашей продукции на российском рынке?
Нет, я не располагаю информацией о контрафакте продукции CAREL. Мы страдаем от другого: к сожалению, существуют веб-ресурсы, позиционирующие себя как «официальный дилер», «официальный представитель» CAREL, использующие слово CAREL в названии сайта, логотип и изображения нашей продукции. На таких сайтах зачастую содержится недостоверная или устаревшая информация о нашей компании и нашей продукции.
Как вы оцениваете перспективы применения натуральных хладагентов в среднесрочной перспективе в России?
Перспективы полностью зависят от государственного регулирования в этой области. Если отечественная нормативная база будет аналогична европейским нормам, то перспективы хорошие. Если нет, то перспективы неважные, поскольку на данный момент стоимость электроэнергии и хладагентов не позволяет надеяться на то, что рынок отрегулирует это сам. В свою очередь, не видя перспектив госрегулирования, производители и поставщики компонентов для работы с натуральными хладагентами (компрессоры, труба, теплообменники, ЭРВ) не будут обеспечивать их наличие и приемлемый уровень цен на российском рынке, усугубляя тем самым сложность такого перехода.
Просим прокомментировать результаты нашего исследования «Применение холодильных систем на CO2 в розничной торговле»
В целом, за неимением лучшего, исследование хорошее. Отсутствует московский Ашан на СО2.
В комментариях, которые я слышал от представителей сетей, звучала мысль о том, что более высокая стоимость обслуживания систем на CO2 а также, в ряде случаев, надзора за сосудами под давлением, сводит на нет экономию на электричестве.
Какую долю составляет сейчас продукция для применения в холодильных системах с натуральными хладагентами? (общее производство компании по всему миру)
Данными по количеству систем CAREL с натуральными хладагентами в мире я не располагаю. Однозначно, количество установок на СО2 растет, причем известны целые торговые сети (например, польская Biedronka), перешедшие полностью или частично на CO2 используя решения CAREL - HECU. Помимо CO2, CAREL разрабатывает и поставляет решения HEEZ для холодильных шкафов на пропане, где помимо натурального хладагента используются BLDC-компрессоры со своим потенциалом энергосбережения.
Благодарим Вас за интересное интервью. Желаем вам дальнейших успехов.