Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в рамках рабочей поездки в Балканский велаят ознакомился с ходом строительства в городе Туркменбаши нового Международного морского порта.
Международный морской порт призван стать ключевым логистическим узлом всего Центральноазиатского региона. Этот крупный инвестиционный проект предусматривает строительство паромного, пассажирского и контейнерного терминалов. В комплекс также входят общий погрузочный терминал, терминалы отгрузки сыпучих грузов и полипропилена, а также судостроительный и судоремонтный заводы.
Общая площадь многофункционального порта пропускной способностью 17-18 миллионов тонн грузов в год – более 1 миллиона 400 тысяч квадратных метров, протяжённость причальной линии – 3 тысячи 800 метров.
Кроме строительства причальных гидротехнических сооружений здесь предусмотрено сооружение многочисленных объектов береговой инфраструктуры, которая включит также транспортное обеспечение: автодороги с эстакадными развязками общей протяжённостью более 3,9 тысячи метров и железнодорожные пути – около 30 тысячи метров.
Что касается технической «начинки» нового морского порта, то он оснащён самыми современными программно-аппаратными комплексами, необходимыми для обеспечения безопасности и эффективности навигации и грузоперевозок, а также защиты окружающей среды. Контроль за движением судов в акватории порта, погрузочно-разгрузочные работы на всех участках будут управляться с помощью автоматизированных систем и электронных технологий в режиме реального времени.
Контейнерный терминал среднегодовой мощностью 400 тысяч TEU занимает территорию 249 тысяч квадратных метров. Этот стратегический объект выведет Туркменистан на лидирующие позиции в экспортно-импортной логистической системе региона. Мультимодальный логопарк будет осуществлять комплекс услуг по хранению и комбинированной обработке контейнерных грузов, доставленных авиа-, авто- и железнодорожным транспортом, обеспечивая их перегрузку на водный транспорт и обратно.
Протяжённость причала контейнерного терминала 510 метров, что позволит вести погрузочно-разгрузочные работы одновременно на нескольких судах суммарной грузоподъёмностью 5 тысяч тонн.
Порт будет располагать новейшим оборудованием и подъёмно-транспортной спецтехникой для обработки грузов. Так, в контейнерном терминале будут работать причальные перегрузчики типа «судно-берег» (STS) производительностью 25 TEU в час. То есть каждый такой кран может разгрузить за 12 часов одно судно с 300 контейнерами.
В терминале строится главный распределительный центр (CFS – Container Freight Station), в функции которого войдет группировка грузов по назначениям, с пропускной способностью 50 TEU в день.
Контейнерный терминал, который будет оснащён спутниковой системой контроля с выводом всей текущей информации на мониторы операторов, спроектирован в соответствии со стандартом CTQI (Container Terminal Quality Indicator – Индикатор качества контейнерных терминалов). В течение последних нескольких лет во всём мире наблюдается быстрый рост оборота контейнеров, что, естественно, сказалось на увеличении количества контейнерных терминалов. Внедрение CTQI позволило создать единую систему контроля качества в этом виде услуг.
Важно отметить, что данный проект разработан с учётом требований охраны окружающей среды, в соответствии с международным стандартом «Зелёный порт» (Green port). Так, с целью сохранения экологии Каспийского моря в каждом терминале будет установлено биоочистительное оборудование.
Новый порт придаст дополнительный мощный импульс экономическому прогрессу Туркменистана, развитию промышленной и транспортной инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, а также будет способствовать привлечению крупных инвестиций.